Потеря и любимого человека, друга детства, ребенка, работы. Потеря дома, страны или самого себя. Что может быть сильнее, чем чувство утраты и горя? Кажется, что можно пережить все, кроме того, что часть чего-то очень важного перестает быть рядом или даже существовать. Пережить, прожить, смириться или перестать жить. Даже если ты дышишь, ешь, спишь, ты все равно как будто не живешь. Страх изменений и горе, связанное с утратой прежней жизни. В психологии на процесс проживания горя и утраты определяется от одного до двух лет. Многое зависит от самого события, от значимости фигуры, которая ушла/покинула/умерла, от способа проживания кризисного состояния и множества других факторов. Часы складываются в года, которые могут не приносить облегчения. Минуты облегчения случаются, но не дают возможности жить реальной жизнью. Мир замирает в прошлом, теряются краски, звуки и вкусы. И в этом состоянии нет даже черного и белого. Здесь только серый цвет. Психолог работает с таким человеком осторожно, мягко, много и по-особому трепетно. Ресурсные секунды, как капли росы на траве. В любую минуту скатятся, унося с собой надежду. Каждый новый вдох и выдох даются с трудом. На свободу чувств может не быть разрешения. Разрешения продолжать жить без горя, но в светлой памяти к тому, что изменилось. Изменилась сама жизнь. Все это я проживаю с теми, кто приходит ко мне на консультацию. Этих историй тысячи, кейсов на целые тома. Я осознаю, какая нужна помощь каждому и знаю, что я могу предложить в работу. Приходится учитывать множество факторов, чтобы выбрать метод, который даст облегчение и реальный результат. Сегодня уже существует дополнительный способ, как провести человека через ситуацию кризиса жизни. Это работает, и с каждым разом я осознаю огромные возможности трансформационной психологической игры. Трансформационная игра «Мел судьбы», созданная мной в соавторстве с Тамарой Рогачёвой, профессиональный работающий инструмент для адаптации и создания экологичных условий, позволяющих человеку принять изменившуюся реальность. Самая последняя стадия в системе Элизабет Кюблер- Росс — это именно Принятие. Состояние, когда человек перестает находиться в мучительной борьбе с реальностью, а осознает факт случившегося и принимает это и научается жить в этой самой новой реальности. Т-игра «Мел судьбы» включила в себя больше, чем пять стадий проживания горя. Игру дополнили четыре задачи горя/кризиса, предложенные Вильямом Ворденом . Из этого создана основная канва для переосмысления сложной ситуации и возможностей выхода из нее. Каждый уровень в игре — это четыре задачи, которые решает участник игры, то, что ему приходится решать в жизни или то, на что ему не хватает ресурса. Игра направляет внимание на возможности, освобождает от старых неэффективных убеждений. Расширяет взгляд на обычное видение и формирует внутреннюю точку опоры участника. В т-игре заложен невероятный потенциал и специалист, работающий с кризисом или травмой расширит свои возможности в работе с этой сложной темой. Можно выбирать как индивидуальный, так и групповой формат. Это зависит от предпочтений и поставленных задач. И результаты, полученные в ходе, игры в первую очередь приносят новое видение участников, наполняют ресурсом и облегчают состояние. Тамара Рогачёва и я смогли в этой игре соединить опыт, знания, личные наработки, и предлагаем специалистам помогающих практик использовать игру «Мел судьбы» в своей практике. Изначально игра задумывалась нами как инструмент, обучающий участников адаптации к любым жизненным изменениям. Именно поэтому мы назвали ее эвристической. Проходя этап за этапом, участник может увидеть все этапы, принять решения и получить вектор движения и обучиться на будущее. Но когда игра уже была издана и взята в работу первыми ведущими, среди которых оказались кризисные психологи, терапевты, специалисты, работающие с зависимостями, мы по их обратной связи и отзывам увидели, что в руках специалистов игра «Мел судьбы» становиться мощным инструментом и для терапевтической работы. И несмотря на то, что некоторые еще сомневаются, что в терапии существует набор инструментов, в которые никак не вписывается трансформационная игра, наш опыт и опыт ведущих доказывает обратное. Т-игра «Мел судьбы» как игра с мощной игровой метафорой позволяет игрокам разрешить себе чувствовать, осознавать свои чувства, выражать их и возвращать себе контроль над своей ситуацией при низком уровне психологического сопротивления. Когда человек приходит на игру, то в ходе работы мы проясняем, на какой стадии проживания своей ситуации (кризиса) он находится и через перемещение по игровому полю, мы можем создать ситуацию так, как если бы человек уже имел ресурс перейти в другие стадии. Участник начинает примерять к себе совершенно другие состояния, он как бы разрешает в игре побыть в стадии принятия, именно в той, где находится самый большой ресурс, и где существует возможность начать жить по-новому. В игре мы формируем желание увидеть произошедшую ситуацию с другого уровня. Часто социальные догмы или ограничивающие убеждения не позволяют человеку пройти кризис жизни, и он застревает в одной точке, и у него нет понимания куда, а иногда и зачем, необходимо продолжать жить. Каждая новая карточка в игре предлагает аффирмацию или девиз. Подробное обсуждение экологично направляет взгляд участника на некое новое размышление о его ситуации, о других возможных вариантах выхода из кризиса. Игра позволяет ощутить это изменяющееся состояние, когда горе или кризис не вытесняются, а принимаются и случившиеся изменения позволяют создать картину будущего и понимание, как туда можно прийти. Очень часто клиент боится, что если он отпустит само горе, то он предаст память ушедшего человека или он может показаться другим людям, бессердечным или пустым, но именно через игру мы осознаем, что память остается с нами и окружающие люди так же готовы принять наши изменения. Игра раскрывает один слой за другим из надуманных состояний и невозможностью решить проблемы, которые накапливаются как снежный ком. Метафора мела судьбы дает участнику надежду на лучшее развитие событий, у него есть стимул, чтобы пройти все уровни игры. И если в самом начале ему нужен только мел, чтобы вернуть прошлое, то после нескольких часов размышлений, обсуждений, переосмыслений мел перестает быть самоцелью. Главным во всем этом определяется сама жизнь человека и его мужество посмотреть в глаза своим страхам и найти в себе новые силы, открывается второе дыхание для того, чтобы продолжать в существующей реальности. Т-игра «Мел судьбы» очень ярко показывает выбранные жизненные стратегии, которые участник принимает как единственно возможные. Указывает на те, которые в данный момент перестали давать результат и облегчать ситуацию. Игра позволяет выработать новую стратегию, ту, которая в жизни реально отвергалась или не замечалась. Мы как бы тестируем в игре эту новую стратегию и имеем возможность откорректировать ее. Очень часто в игре участники удивляются, почему они живут именно с привычной позиции и не попробовали применить другие варианты. В игре это может открыться достаточно легко. Конечно, не каждый после игры с лёгкостью поменяет свои паттерны. Кому-то придется серьезно потрудиться. Но то новое состояние, которое получает в игре участник, — cостояние принятия уже определенным образом проявилось,и человек понимает, что у него есть ресурс, чтобы прийти к нему и обрести покой в душе и силы для новых свершений. И это становится основой и источником ресурсов для вашей дальнейшей работы. Инесса Шереметова.